Михаил Никифорович
Бардыгин

Во второй части лекции рассказываем
о проектах Михаила Бардыгина:
строительстве Егорьевского механико-электротехнического училища им. цесаревича Алексея, устройстве музея древностей, книге «Егорьевский городской голова» и других.

I

В 1906 году Михаил Никифорович Бардыгин обратился в городскую Думу с заявлением о том, что готов полностью профинансировать строительство учебного заведения. Для изучения данного вопроса была, по решению Думы, создана комиссия, в которую вошел профессор Московского Технического училища Сергей Александрович Федоров. В конце концов, комиссия решила что Егорьевску требуется строительство так называемого низшего технического училища.
Закладка технического училища в Егорьевске состоялась 14 мая 1907 года. К этому времени был готов уже фундамент. После молебна в Белом Успенском соборе крестный ход отправился к месту строительства. В фундамент была заложена закладная дощечка, где было начертано, что здесь строится учебное заведение, при императоре Николае Втором, при дворянском предводителе Пушешникове, строится Михаилом Бардыгиным по рисункам архитектора Барютина.
Это было событие отнюдь не местного значения. 16 мая на имя городского головы Дмитрия Владимировича Макарьева поступила телеграмма от Председателя Совета министров. Известный реформатор Пётр Аркадьевич Столыпин желал процветания новому рассаднику образования и благодарил егорьевцев, которые ведут работы по созданию нового учебного заведения.
Прошло всего два года и на левом берегу речки Гуслицы на месте бывшего болота встали красивые корпуса в стиле модерн с элементами готики. Особенно красив был главный учебный корпус. На его боковом фасаде бронзовыми буквами сияла надпись: «Родному Егорьевску Бардыгины 1857-1907 (начало промышленного дела Бардыгиных - год закладки учебного заведения).
В учебное заведение принимались мальчики, годные по состоянию здоровья, имеющие знания не ниже второго класса народной или церковно-приходской школы, в возрасте от 13 до 15 лет, невзирая на сословие и вероисповедание. Здесь готовились специалисты среднего звена. Изучались слесарное, токарное дело, литейное дело, электродело. В советские годы многие из выпускников этого учебного заведения стали так называемыми красными директорами, возглавили крупнейшие предприятия страны. Именно выпускники этого учебного заведения построили Шатурскую электростанцию, первенец плана ГОЭЛРО, самую крупную в мире электростанцию на тот момент, работающую на торфе.



II

Михаил Никифорович Бардыгин внес свою лепту и в развитие спорта. Он становится соучредителем спортивного гимнастического общества «Сокол», созданного по инициативе инспектора народных училищ Деомида Елизаровича Любченко по типу аналогичных сокольских обществ, действовавших в Австро-Венгрии, в славянских землях, в частности, чешских. Это был славянский аналог скаутинга. Члены общества называли друг друга «сокол» и «соколица», либо брат, сестра, приветствовали друг друга традиционно по-чешски «Наздар!» Занимались гимнастикой, проводили открытые физкультурные праздники. Все это способствовало популяризации здорового образа жизни и спорта.
К началу второго десятилетия XX века в Егорьевске начинается футбольный бум. Возникают футбольные команды. Две команды назывались «Бардыгинцы», они финансировались Бардыгиным, в них играло много молодых служащих бардыгинской фабрики.

III

Михаил Бардыгин любил бывать на своей егорьевской даче вблизи деревни Старое. Старый бардыгинский парк раскинулся по берегам реки Устани. Это не было родовое имение, его Бардыгины приобрели в свое время у местного разорившегося помещика Фёдорова. Было два особняка, красная и белая дачи, к сожалению, они не сохранились, сгорели. Бардыгины купили их в других имениях, разобрали, привезли сюда. Было множество флигелей, пасека, розарий, яблоневые, грушевые сады, мраморная лестница, спускающаяся к пруду. Здесь Бардыгины отдыхали, здесь они принимали гостей, среди которых были и московские родственники Постниковы, Бахрушины, те самые, подарившие Москве Театральный музей. Михаил Бардыгин был женат на Глафире Васильевне, урожденной Постниковой. Ее брат Владимир Васильевич Постников был зятем и другом создателя Театрального музея Алексея Александровича Бахрушина. Бахрушины были частыми гостями на Старом. Позже Юрий Бахрушин, сын Алексея, вспоминал, что Бардыгины иногда отправлялись на прогулку на лодках, доплывали до Оки, до Дединово.

IV

Видимо, под влиянием московских родственников Михаил Бардыгин задумывается над созданием егорьевского музея, увлекается коллекционированием. Своим представителям торговым он дает задания, помимо того, что они занимаются делами фабрики, чтобы они находили какие-то раритеты и приобретали. Часть вещей хранится на старовской даче: киргизская юрта, скульптура «железный человек». Некоторые вещи приобретались в деревне Тимирёво, у известного резчика по дереву Василия Тимофеевича Савинова. Сегодня его работы хранятся не только в Егорьевском музее, есть они в Коломне, в Сергиевом Посаде, в Государственном Историческом музее в Москве. Для большого искусства этого простого русского мастера открыл Михаил Бардыгин.
В 1909 году он открывает библиотеку с читальным залом в Егорьевске. Заведовал библиотекой Алексей Алексеевич Виталь, член Императорского археологического общества. По заказу Михаила Бардыгина он пишет солидную книгу по истории Егорьевска «Егорьевский городской голова Никифор Михайлович Бардыгин». Эта книга является шедевром полиграфического искусства, автором рисунков и оформления стал Борис Зворыкин. В 1910 году, после того, как Техническое училище стало носить имя цесаревича Алексея и было принято под высокое покровительство Императорского дома, Михаил Бардыгин в числе делегации егорьевцев был принят императором Николаем II. Императору Бардыгин преподнес в том числе роскошный экземпляр книги о своем отце с золотым обрезом.
Прямо в читальном зале бардыгинской библиотеки были установлены витрины, в которых экспонировались вещи из личного собрания фабриканта. В 1911 году на базе музейного отдела библиотеки создается «Музей древностей». В 1915 году музей был официально передан в дар Московскому Археологическому институту имени императора Николая II с непременным условием: музей должен остаться в Егорьевске. Специально для музея архитектору Щусеву был заказан проект здания. Согласно ему, музей должен разместиться в здании, имеющем вид башни, с узкими, вытянутыми наподобие бойниц, оконцами. Башня венчалась конной скульптурой Георгия Победоносца, небесного покровителя Егорьевска. Произошла революция, и этот проект не был осуществлён, как и многие другие.
Made on
Tilda