Никифор Михайлович
Бардыгин

В новой лекции обращаемся к самой выдающейся личности в истории Егорьевска XIX столетия, «отцу» города,. Во второй части узнаем о том, как рождались величественный храм святого Александра Невского и комплекс Свято-Троицкой Мариинской женской обители.

I

Никифор Михайлович Бардыгин был глубоко верующим человеком и именно при нём большое внимание уделяется храмам города Егорьевск.
В Егорьевске стоял древний Красный Георгиевский собор, городской голова подвел под него фундамент.
Никифор Михайлович занимался восстановительными работами деревянного же Казанского храма, с конца 19-го века Казанская церковь стала полковой церковью расквартированного в Егорьевске 139-го пехотного Моршанского полка.
Никифор Михайлович был ктитором Белого Успенского собора.

II

В значительной степени именно по инициативе Никифора Михайловича Бардыгина в Егорьевске был сооружён храм Александра Невского.
Появление храмов, часовен, посвященных святому Александру Невскому характерно для России 1860-начала 1880-х гг., когда вся страна содрогалась от страшных вестей о покушениях на жизнь императора Александра Второго. Он был кумиром Никифора Михайловича Бардыгина.
Первое покушение на императора произошло в апреле 1866 г. Тогда же в Егорьевске прошло собрание лучших мужей от купечества, от дворянства, на котором было принято решение о сооружении в Егорьевске храма в честь святого Александра Невского и даже памятника Александру Второму, но вот с воплощением в жизнь вышла заминка. Через два года город сгорел.
Вновь о своем решении строить храм Александра Невского егорьевцы вспомнили через 13 лет весной 1879 г. Поводом стало очередное покушение на жизнь императора. Выступая на экстренном заседании Егорьевской городской думы, егорьевский городской голова Никифор Михайлович Бардыгин вносит предложение о сооружении в Егорьевске храма и часовни в честь небесного покровителя императора святого благоверного князя Александра Невского.
Иван Иванович Хлудов
Часовня святого Александра Невского

III

Часовню на Широкой улице построили довольно быстро, в ней находилась икона Александра Невского, а также иконы святых, память которых отмечается в дни покушений на императора. Даты покушений были обозначены по внешним сторонам часовни.
Местом для строительства храма была выбрана окраина, Лесная площадь. Руководил работами рязанский губернский архитектор Николай Вейс. Однако, уже после начала работ выяснилось, что на месте храма подходят грунтовые воды, весной недостроенный храм стал оседать. Треснул фундамент, лопнули несущие арки, главный купол приобрёл эффект Пизанской башни. Вейс вскоре умер, приехал новый рязанский губернский архитектор, осмотрел храм и опечатал его губернаторской печатью, заявив, что находиться в храме опасно, существует угроза обрушения купола.
Никифор Михайлович находит известного московского архитектора, Александра Степановича Каминского, ученика великого Константина Тона, который берется попробовать спасти храм.
Для Бардыгина решение было очень мудрое, он заполучил для провинциального города на тот момент ведущего архитектора страны, который согласился поработать в Егорьевске за символическую плату. Почему так? За несколько месяцев до этого в Москве произошла жуткая трагедия, рухнул доходный дом, под его обломками десятки человек погибли, десятки были изувечены. По требованию возмущенной общественности, Александра Каминского, архитектора здания, отдали под суд. Суд присяжных вынес оправдательный вердикт, видимо так и было на самом деле, его подвели смежники с материалами. Но с архитектором не заключают договоры, а уже заключенные договоры разрываются. И вот тут подъехал Бардыгин, побеседовал и предложил ему реабилитироваться как специалисту, в Егорьевске, в провинции попытаться спасти этот храм.
Бардыгин под собственную ответственность срывает губернаторскую печать. Укрепляется фундамент, проводятся дренажные работы, на сломанные арки выводятся новые арки, проявив смелые инженерно-архитектурные решения, архитектор исправляет главный купол. Прошло несколько контрольных лет, было видно, что купол не наклоняется, храм стоит твердо, и тогда было принято решение о доведении строительных работ до конца.

Храм расписывали егорьевские иконописцы под руководством братьев Сафоновых из Палеха. В храме резной четырёхъярусный византийского стиля иконостас, изготовленный в мастерской Хренова в Егорьевске. Храм был освящен 1 октября 1897  г. архиепископом Рязанским и Зарайским Мелетием, впоследствии причисленным к лику святых, частичка его святых мощей ныне пребывает в храме. Привычный вид храм приобретает в 1913 г., когда к нему была пристроена величественная колокольня, которую строил уже ученик Каминского Иван Тимофеевич Барютин.

IV

Именно в бардыгинское время возникает в городе Свято-Троицкий Мариинский монастырь. Главная инициатива по созданию обители исходила от второй супруги городского головы, в первом браке он овдовел, Марии Владимировны. Она была значительно моложе мужа, на 15 лет, и понимала, что рано или поздно ее ждет участь вдовы, и, как женщина набожная, она заявила о своем желании в этом случае уйти в монастырь.
На месте монастыря было городское кладбище с построенным в начале 1880-х гг. каменным Троицким храмом, сооруженным на личные средства и по личной инициативе Никифора Бардыгина. Тут же стояла и перенесенная из гуслицкого погоста Гвоздна деревянная церковь святого великомученика Никиты. Святого Никиту всегда почитали в Егорьевске, этот престол считали своим.
Начинаются работы по созданию монастыря, ими руководил Иван Тимофеевич Барютин, известный московский архитектор, который много строил на егорьевской земле. Троицкий храм расширяется, справа и слева к нему пристраиваются приделы, дополнительные престолы. Правый придел в честь Никифора, патриарха Царьградского, небесного покровителя Никифора Михайловича Бардыгина, левый придел в честь Марии Египетской, покровительницы супруги Марии Владимировны. Строятся сестринские корпуса, кстати, сначала в монастыре поселилось восемьдесят шесть сестер, был построен приемник для девочек-сирот, строятся вспомогательные помещения. Всё это обносится каменной оградой, в архитектуре монастыря отчётливо прослеживаются элементы архитектуры московского кремля.
Но, жизнь - штука все-таки трудно предсказуемая, пока шло строительство монастыря происходит совершенно невероятное событие, внезапно первой умирает молодая и внешне здоровая жена, Мария Владимировна, она была похоронена в еще не достроенном монастыре, подарив ему имя Мариинский. Первой игуменьей монастыря стала Олимпиада, в миру Ольга Михайловна Бардыгина, родная сестра Никифора Михайловича, переселившаяся в Егорьевск из коломенского Брусенского монастыря.
Осенью 1901 г. монастырь принял прах своего основателя. Никифор Михайлович Бардыгин умер на 67-ом году жизни, отпевание его прошло в центре города, в Белом Успенском соборе. Людская река принесла отца города в монастырь, он был похоронен с большими почестями, на похоронах присутствовало практически все духовенство рязанской епархии.
Никифор Михайлович похоронен в Троицком храме, в приделе своего небесного покровителя Никифора патриарха Царьградского.
Made on
Tilda