4 ноября 1883 г., в письме к редактору журнала «Вестник Европы» М.М. Стасюлевичу Варвара Николаевна Житова писала из Егорьевска: «… у меня здесь своя публика, свой город, в котором я живу 27 лет, здесь я значу – и известна…»
Вскоре после приезда в Егорьевск Варвара Николаевна стала готовить к поступлению в средние учебные заведения детей зажиточных егорьевцев, священников. Этим она занималась более сорока лет.
Учительница Александра Дубровина, выросшая в семье рабочего текстильной фабрики, вспоминала, что В.Н. Житова устраивала платные концерты и спектакли, чтобы этими средствами оказать помощь малоимущим ученицам гимназии, писала прошения начальнице гимназии о принятии учениц на казенный счет. Кроме того, состоятельные люди города к ней обращались за помощью, когда нужно было обучить девушку или молодую женщину хорошему, как тогда говорили, тону. Так, инженер текстильной фабрики Ступин, женившись на девушке-ткачихе, посылал свою молодую жену к Варваре Николаевне учиться умению одеваться, принимать гостей, вести себя за столом, всему тому, что тогда считалось необходимым знать в «порядочном» обществе.
Помнила по гимназии Варвару Николаевну и преподаватель математики Мария Федоровна Зимина. Она говорила о Житовой: «Это была невысокая, худощавая, очень строгая женщина. У нее в классе всегда была абсолютная тишина. В начале занятий в первом классе она нам заявила: “На моих уроках я позволяю только дышать”. И действительно, мы исключительно внимательно слушали ее объяснения, ничем не нарушая ход урока».
В 1880-1882 гг. у В.Н. Житовой брал уроки музыки будущий художник Игорь Грабарь, учившийся тогда в Егорьевской прогимназии. Отмечая, что «Житова была самым культурным и образованным человеком в Егорьевске», он одновременно говорит:
У нее было только одно горе, отравлявшее ей все существование – она была замужем за … околоточным надзирателем. Как это произошло и как могло вообще случиться, что эта женщина попала в такое захолустье, этого никто не знал, но она была жена околоточного и этого нельзя было скрыть
Будучи хорошим педагогом, Житова была отзывчивым человеком. Для платных спектаклей, средства от которых шли на помощь студентам, сама писала пьесы, обращалась к состоятельным людям за денежными средствами.
Живя в Егорьевске, Варвара Николаевна вела большую переписку. Ее письма редактору журнала «Вестник Европы» известны по книге «М.М. Стасюлевич и его современники в их переписке» (Петербург, 1912).
Переписывалась она также с Л.И. Микулич (Веселитской). Эта писательница конца XIX в. родилась в Егорьевске. В.Н. Житова была ее крестной. Микулич-Веселитская не только переписывалась со своей крестной, но и приезжала навещать ее в Егорьевск.
Присылал Варваре Николаевне письма и художник Грабарь, продолжавший тогда свое образование в Италии.
В Егорьевске родилась также знаменитая артистка Малого театра Елена Константиновна Лешковская, народная артистка РСФСР. Бывая в Москве, Варвара Николаевна всегда заезжала к Лешковской, иногда для того, чтобы артистка, как уроженка Егорьевска, оказала через Житову помощь бедным егорьевским землякам-студентам.
Иван Сергеевич Тургенев присылал Житовой в Егорьевск письма. В 1938 г. ее внук передал их в Государственный литературный музей.
В Государственный литературный музей переданы и юношеский портрет писателя, альбом-дневник В.П. Тургеневой и другие материалы.
Академик Грабарь писал, что квартира Житовой в Егорьевске была увешана портретами И.С. Тургенева и разными реликвиями, связанными с его жизнью и творчеством. Сама Варвара Николаевна писала Стасюлевичу о своем отношении к И.С. Тургеневу.
Я дорожу не только письмами, но даже конвертами, написанными его рукой