Школы

по материалам выставки на Соборной площади
Борьба с неграмотностью.
Советские и постсоветские школы Егорьевска.
Ликвидация неграмотности
Революция 1917 г. вызвала коренной перелом во всех сферах жизни. С конца 1918 г. началась реорганизация системы народного образования. Ликвидировались гимназии, реальные училища, лицеи, церковно-приходские школы.
Создавалась единая для всей страны трудовая школа из двух ступеней (со сроком обучения 5 лет и 4 года).
Неграмотность населения уезда
Особенно остро проблема обозначилась в сельской местности. Для ликвидации неграмотности разворачивается сеть ликпунктов (пункты по ликвидации неграмотности).
В 1923 г. их было 129, в 1926 г. – 158.
  • 77,5%
    1897
  • 59,8%
    1920 г.
1919 г.
Совнарком принял декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России».
Закон обязывал всех граждан в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющих читать и писать, обучиться грамоте на родном или русском языке. Уклоняющиеся от этой обязанности могли быть привлечены к уголовной ответственности.
1923 г.
Возникло общество «Долой неграмотность».
1925 г.
Принят закон, предусматривающий введение в стране всеобщего начального обучения.
А. В. Луначарский (1875-1933) первый нарком просвещения внес большой вклад в становление советской системы образования, борьбу с неграмотностью.

В ноябре 1926 г. он посетил Егорьевск. В помещении технического училища выступил на торжественном собрании, посвященном 9-й годовщине Октябрьской революции.

Педагоги в первые годы советской власти

Большие изменения происходят в народном образовании Егорьевска. Школьная сеть выросла незначительно, но количество учащихся увеличилось. Возрастает число школ с 7 и 9-летним сроком обучения.

Улучшается качество педагогических кадров. Так, в 1923 г. только 24 учителя имели высшее образование. В 1926 г. таких стало 38. Специальное педагогическое образование в 1923 г. было у 29 учителей, в 1926 г. – у 58. Возросло количество учителей, имеющих общее среднее образование – 277 (1923 г.) и 350 (1926 г.).
В 1925 г. в уезде был проведен учет неграмотных, подлежащих обязательному обучению. Из-за нехватки учительских кадров возрастные рамки подлежащих обязательному обучению сузили. Учитывались неграмотные в возрасте от 9 до 30 лет в уезде и до 35 лет в городе. Предполагалось к кон. 1920-х гг. среди данной возрастной категории неграмотность в основном ликвидировать. Что и было достигнуто.
Перепись населения 1939 г.
По переписи 1939 г. в Егорьевске проживало более 56 тыс. человек. Выросла школьная сеть. В школах города обучалось более 10 тыс. учеников. В городе и районе открываются вечерние школы – рабочей и колхозной молодежи
  • 56 тыс. человек
    проживало в уезде
  • 10 тыс. человек
    обучалось в школах города
В городе и районе открываются вечерние школы – рабочей и колхозной молодежи.
Школы в годы Великой Отечественной войны
В годы Великой Отечественной войны большие трудности выпали и на долю народного образования.
К осени 1941 г. Егорьевск стал прифронтовым городом. В городе разместились 12 эвакогоспиталей. Под госпитали были временно заняты школы № 2, 5, 10. Детей перевели в другие школы, которые перешли на работу в две смены. Не хватало многого. Случалось, что из-за нехватки тетрадей писали на газетных полях. Дети и учителя голодали.
Но школа продолжала работать даже в тяжелое военное время. Работали кружки и библиотеки. Школьники шефствовали над госпиталями – выступали перед ранеными с концертами, помогали им написать письма домой. Собирали посылки на фронт – вязали теплые носки и варежки, шили кисеты, украшали их вышивкой… А выпускники школ уходили защищать Родину, ковали победу в тылу.
Из воспоминаний Н.И.Змиевой: «Наш дом, № 12, стоял на улице Рязанской. В 1941 году на фронте погиб мой отец Иван Васильевич Емельянов. Но мама похоронке не поверила. И до самой победы мы верили, что он вернётся.
Мама, Раиса Васильевна Казакова, день и ночь работала на второй прядильной фабрике. Я, как старшая после мамы, приняла на себя взрослые хлопоты и недетские заботы о сестре и двух братьях. Вместе с братом Толей мы ходили в лес за грибами, ягодами, шишками для самовара и хворостом для растопки печи. Пилили дрова, убирались дома…
Продолжали учиться в школе № 11 (на углу Советской и С. Халтурина, теперь жилой дом). Тетрадей не было – писали на газетных полях, вместо чернил обходились карандашами.
Я с благодарностью вспоминаю первую учительницу Елену Михайловну Карловскую. Она не давала нам скучать, грустить, отчаиваться, подбадривала. На перемене приносила нам по кусочку хлеба, весом 100 грамм и по стакану несладкого чая или киселя. Разучивала с нами песни, читала книги. Было очень голодно…
Мы не знали ни кукол, ни велосипедов. Такое детство было почти у всех моих сверстников. Я вспоминаю с гордостью шефство над ранеными бойцами. Придя в госпиталь помогали им писать письма родным, устраивали концерты, дарили подарки – носки, варежки…
Меня просят рассказать о своём детстве – а детства, как такового не было: голод, холод, хлебные очереди, простейшие укрытия – щели, в которых прятались, когда над городом летели немецкие самолеты. Наши матери плакали, а вместе с ними плакали и мы, дети».

Нина Ивановна Змиева (1930 - 2021)
Почетный гражданин района, председатель районного женсовета, зав. детским отделом ДК имени Г.П. Конина.
Одной из причин победы Советского Союза в Великой Отечественной войне являлось то, что победила советская система образования и воспитания. Именно выпускники советской школы бросались с гранатой под вражеский танк, закрывали грудью амбразуру фашистского пулемета, направляли горящий самолет на скопление вражеской техники, совершали другие яркие подвиги.
Школы
Школа №2
Одна из старейших школ города. Ведет начало с 1913 г. Открылась как начальная. В 1918 г. в здании школы разместились учебные аудитории Теоретической школы авиации. В 1921-1923 гг. здесь учился В.П.Чкалов. В 1924 г. школа возрождается как 7-летняя. В 1936 г. преобразуется в среднюю. В годы Великой Отечественной войны в помещении школы размещался госпиталь. В 1950-е гг. школа была женской, потом вернулась к смешанному обучению. Долгое время шефом школы был расположенный поблизости станкостроительный завод «Комсомолец». С его помощью в школе были оборудованы мастерские, построен гараж. В 1998 г. школа получила современную пристройку с большими кабинетами, спортивным и актовым залами.

Школа №5
Бурное развитие народного образования вызвало необходимость расширения школьной сети. В 1930 г. была построена школа № 5.
Это первая школа, построенная при советской власти. Школа была запланирована на 880 учащихся, обучающихся в две смены по 440 человек. Она именовалась –образцовая средняя школа № 5.
Директор школы Иван Дмитриевич Артюхин стал первым егорьевцем, избранным в Верховный Совет СССР.
В 1941 г. в помещении школы разместился госпиталь 2648.
В 1946 г. учебное заведение возрождается как мужская средняя школа № 5.
В 1946-1947 учебном году в школе обучалось 930 учеников.
В 1969 г. стараниями учителей-энтузиастов Марии Ивановны Стуловой и Северина Ивановича Орлова был создан школьный музей.
В 1985 г. школа получила пристройку с современным спортивным залом и рядом кабинетов.
В 1987 г. школа стала носить имя своего выпускника летчика-испытателя, Героя Советского Союза Евгения Ивановича Ларюшина.
Школа №6
Учебное заведение позиционировало себя как правопреемника церковно-приходской школы, открытой в 1893 г., в помещении которой впоследствии работала школа № 6. В 1993 г. учебное заведение отметило 100-летие. По этому случаю была выпущена юбилейная медаль.
В 1918 г. ЦПШ была закрыта. В ее помещении открылась школаI ступени, т.е. начальная с 4-летним сроком обучения. В 1923-1925 гг. в здании размещался клуб текстильщиков имени В.И.Ленина. Предположительно именно здесь в 1923 или 1924 г. выступал Сергей Есенин. В дальнейшем здание использовалось под рабоче-технический комбинат при Егорьевских хлопчатобумажных фабриках «Вождь пролетариата».
С 1937 г. в здании работает 7-летняя школа № 6. В 1954 г. школа стала средней.
В 1941 г. все юноши-выпускники вместе с директором школы Иваном Ивановичем Новиковым сразу после выпускного вечера добровольцами ушли в народное ополчение. С войны вернулся только директор школы.
1 июля 2009 г. школа прекратила существование как самостоятельное юридическое лицо, войдя в состав Георгиевской гимназии. К этому времени вступила в строй школьная пристройка с современными спортивным и актовым залами, учебными кабинетами.
Школа №10
Учебное заведение позиционирует себя в качестве правопреемника женского училища, открытого в 1862 г. В 2012 г. учебное заведение  отметило 150-летний юбилей. А в 2004 г. отпраздновали 100-летие школы. В данном случае за точку отчета взяли год постройки здания – 1904.
В 1918 г. на базе женского училища была открыта школа I ступени с 4-летним сроком обучения. Через несколько лет школа стала 7-летней. С 1934 г. – средняя школа №10. Первый выпуск десятиклассников состоялся в 1938 г.
В годы Великой Отечественной войны в помещении школы размещался эвакогоспиталь. В 1946 г. вновь открывается средняя школа № 10.
Школа получила пристройку к старому зданию. В пристройке разместились актовый и спортивный залы, учебные кабинеты.
С 1 сентября 1999 г. учебное заведение именуется Егорьевской муниципальной гимназией № 10. Гимназия специализируется на предметах естественно-научного цикла.
Гимназия заключила договор о сотрудничестве с Рязанским государственным медицинским университетом имени академика И.П.Павлова. В 2022-2023 учебном году в гимназии открылся специализированный медицинский класс. Занятия с будущими медиками проводят не только свои учителя, но и преподаватели медицинского университета.
Школы послевоенного периода
Школы, открывшиеся в постсоветское время
Георгиевская гимназия
  • Гимназия открылась 6 мая 1992 г. – в день святого великомученика Георгия Победоносца. Регулярные занятия начались 1 сентября 1993 г. До этого работало подготовительное отделение. В первые годы именовалась Георгиевской гуманитарной гимназией.
    Первое инновационное учебное заведение Егорьевска. В разработке педагогической концепции учебного заведения принял участие Иван Павлович Башкатов, доктор педагогических наук, профессор кафедры специальной педагогики Коломенского пединститута, академик, заслуженный деятель науки РФ.
    В первый учебный год на конкурсной основе набрали семь классов – с 1 по 7 (без параллелей). Гимназия разместилась в помещении бывшего Хлудовского училища. Здание построено в 1870 г. В 1930 г. здесь открылась 7-летняя школа № 4, просуществовавшая три десятилетия. Существенным недостатком было отсутствие спортивного зала. Уроки физкультуры проходили на улице или в городском бассейне. После того как в 2009 г. в состав гимназии вошла школа №6 с новой пристройкой, эта проблема была решена.
  • Сегодня здесь обучаются 570 гимназистов. Гимназия заключила договор о сотрудничестве с Салтановской школой ДНР. Учителя гимназии помогают донецким коллегам в переводе образования на российские стандарты.
    В гимназии сложился сильный педагогический коллектив. В разное время здесь работали: Ангелина Александровна Киреева (история и обществознание), завуч; Антонина Владимировна Огородникова (история и обществознание); Роман Сергеевич Дубровин (русский язык и литература), лауреат премии С.А.Калабалина 2003 г., поэт, краевед; Наталья Викторовна Морозова (русский язык и литература); Василий Алексеевич Бушманов (физкультура); Елена Алексеевна Шумова (музыкальный работник); Александр Сергеевич Антонюков (педагог дополнительного образования: нумизматика); Виктор Владимирович Ильин (педагог дополнительного образования: шахматы) и др.
  • Главным инициатором создания гимназии и ее первым директором стала Ольга Анатольевна Воробьева (Толкачева). Она закончили филологический факультет Коломенского пединститута. В 1977-1989 гг. вела русский язык и литературу в СПТУ-31. В 1989-1992 гг. была организатором внеклассной и внешкольной работы в школе № 5. В 1992-2004 – директор Георгиевской гуманитарной гимназии. В 2000 г. защитила кандидатскую диссертацию по общей педагогике. В дальнейшем заведовала кафедрой педагогики, психологии и логопедии Егорьевского филиала Московского государственного гуманитарного университета имени М.А.Шолохова. На протяжении ряда лет Ольга Анатольевна была связана со многими воспитанниками Клеменовского детского дома и потомками С.А.Калабалина. Участвовала в организации педагогических конференций. Принимает активное участие в работе Макаренковской ассоциации, является членом правления Российской Макаренковской ассоциации, заслуженный работник образования Московской области, лауреат премии С.А.Калабалина.
    С 2012 г. На посту директора гимназии ее сменила Вера Юрьевна Жиденькова, почетный работник общего образования РФ, лауреат премии С.А. Калабалина 1999 г., ранее она была директором школы № 12.
  • Выпускники гимназии поступают в ведущие вузы, получают престижные специальности. Олег Вячеславович Лохматов закончил гимназию с золотой медалью в 1998 г. Это был первый выпуск гимназии. Олег Вячеславович получил высшее медицинское образование в Москве. Он хирург-травматолог, работает в одной из столичных клиник. О.В.Лохматов   успешно помог встать на ноги после тяжелой травмы (перелом шейки бедра) доктору биологических наук О.И.Епифановой, дочери академика И.Э.Грабаря.
    Его одноклассник Илья Михайлович Никаноров получил высшее юридическое образование. Работает в родном городе. Был адвокатом, генеральным директором ЧОП «Беркут», председателем комитета по управлению муниципальным имуществом.
    Стали кандидатами исторических наук Валерия Вячеславовна Логинова (Лобанова) и Александр Александрович Соловцов. Валерия Вячеславовна закончила исторический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова.
Школа №15
Самая молодая школа города. Ее появление связано с бурным строительством 5-го и 6-го микрорайонов. Школа №5 уже с трудом справлялась со все возрастающей нагрузкой.
Формально датой рождения школы считается 1 сентября 1993 г. Уже был сформирован педагогический коллектив, укомплектован технический персонал, набраны учащиеся во все классы. Но шли тяжелые 90-е годы – время всеобщего дефицита и недофинансирования. Строители не смогли завершить все работы к началу учебного года. Учителей и детей пришлось временно рассредоточить по другим школам - №№ 2, 5, 12. 30 декабря 1993 г. государственная комиссия приняла работу строителей. За второго учебного полугодия занятия проходили уже в новой школе.
В 1990-е гг. в школу пришли дети офицеров войсковой части, которая была переведена в Егорьевский район из Латвии. При поддержке родителей-офицеров в качестве эксперимента в школе был открыт специализированный кадетский класс, просуществовавший несколько лет. Над классом шефствовала войсковая часть беспилотной авиации, базировавшаяся вблизи д. Костылево. Воинская часть обеспечила кадетов формой (аналогичной солдатской, но без погон). Офицеры части вели в кадетском классе специальные дисциплины. Расформирование шефствующей воинской части привело к закрытию кадетского класса.
В 2012 г. директор школы Т.А. Кофман стала лауреатом премии С.А.Калабалина. В последствии она возглавила детский дом. В настоящее время школу возглавляет Людмила Анатольевна Потеенко.
Некоторые сельские школы
Made on
Tilda