Село Высокое

Рассказываем о первом упоминании, названии села, владельцах наших земель, почитаемой иконе и храме святого Георгия,
битве Дмитрия Пожарского с поляками

I

Задолго до того, как наш город стал именно городом, на его месте находилось село. Оно называлось Высокое, впервые упоминалось в письменных источниках в середине XV в. В 1462 г. московский князь Василий Темный, передавал село с волостью своей супруге княгине Марии Ярославне, выделяя нашу волость из Коломенского удела.

План Высоцкой волости
План Высоцкой волости

II

Известно, что еще в начале XIV в. нашим краем владели черниговские бояре. Фёдор Бяконт, служил князю Даниилу Александровичу, первому московскому князю, последнему из сыновей Александра Невского, получил от него земли, в том числе земли в нашем крае.

Его старший сын Елевферий ушел от мирской жизни, сегодня мы знаем его как святителя Алексия. Видимо, его высокий сан привел к тому, что наше село получило название села Высокого.

Святитель Алексий
Святитель Алексий

III

Церковь святого Георгия, Егория, упоминалась в в 1554 г., но построена была, вероятно, раньше. Предание сообщает о том, что первый храм, посвященный святому Георгию, построил Елевферий, будущий святитель Алексий.

Сохранилось предание о том, что эту церковь посещал Василий II Темный в 1430-е гг., тогда он вел борьбу со своими конкурентами за власть, его дядя, князь Юрий Дмитриевич захватил московский стол великокняжеский, а Василия отправил в Коломну. По наущению своей супруги Марии Ярославны Василий ходил в село Высокое и молился здесь в храме Святого Егория. По легенде, местный священник предсказал князю возврат на великое княжение в Москву, и в самом деле вскоре Василий II стал княжить в Москве снова.

Храм святого Георгия (Красный собор)
Храм святого Георгия (Красный собор)

IV

В 1500 г. воевода Юрий Захарьевич, предок династии Романовых, одержав победу над литовцами при городе Дорогобуже, подарил селу Высокому икону Святого Георгия. Есть сообщения о том, что эта икона по сей день хранится в нашем музее. Икона из собрания Егорьевского музея, переданная из разрушенного Успенского собора, более поздняя, XVIII в., однако факт дара упоминается в рамке на киоте. Интерес к нашему краю со стороны Юрия Захарьевича и других крупных сановников объясняется тем фактом, что здешним краем когда-то владел Елевферий, будущий святитель Алексий.

Икона святого Георгия. Егорьевский историко-художественный музей
Икона святого Георгия. Егорьевский историко-художественный музей

V

В 1365 г. святитель Алексий основал Чудов монастырь в московском Кремле.
В 1562 г. Иван Грозный передает село Высокое, бывшие владения Алексия, Чудову монастырю, здешние крестьяне стали монастырскими. Теперь они платят оброк в казну монастырскую, работают на монастырь, работы были ремонтные, строительные, в том числе могли уходить непосредственно в Кремль московский, платили оброк денежный и натуральный.
Монахи стремятся увеличить доходы, организовывают торжок, ходатайствуют перед царем о выдаче специальной таможенной грамоты, которая официально позволяла бы собирать таможенные деньги на нужды монастыря. Грамоты неоднократно подтверждались, село Высокое, по сути, было торговым.

VI

В сентябре 1608 г. отряд сторонников самозванца Лжедмитрия II, Тушинского вора, захватил Владимир, из Владимира пошел на Коломну. Сторонники Василия Шуйского узнали от лазутчиков, что противник остановился в селе Высоком. Шуйский повелел князю Дмитрию Пожарскому выступить из Коломны и остановить продвижение противника.
Как сообщает Никоновская летопись, на утренней заре князь Дмитрий Михайлович Пожарский со своими людьми напал на противника и одержал победу, было взято много пленных, казна, остатки литовских людей бежали назад во Владимир. Жители села Высокого передали Дмитрию Пожарскому ту самую икону, которую подарил ранее воевода Юрий Захарьевич. Эта икона потом была в войске Дмитрия Пожарского вплоть до 1613 года.

Макет битвы у села Высокого. Егорьевский историко-художественный музей
Макет битвы у села Высокого. Егорьевский историко-художественный музей

VII

Только к середине XVII века село стало активно развиваться, постепенно растет число дворов. В эпоху Петра Первого переписи стали проводиться чаще, для рекрутских наборов требовалось точно знать количество мужчин, в том числе боеспособных. Стали в переписи упоминаться и женщины, и даже новорожденные. Число населения в волости постепенно растет. В первой половине XVIII в. число дворов достигает уже 50, непосредственно в селе и по волости число жителей превышает две с половиной тысячи. В 1762-1764 гг. крестьяне села Высокого освобождаются от монастырской зависимости. Крестьян приписали коллегии экономии, они стали более свободными, получили возможность свободно торговать. 200 семей из Высоцкой волости откликнулись на призывы правительства 1761 и 1768 годов о переселении на Волгу, в Симбирскую губернию.

Made on
Tilda